Форум пчеловодов Башкирии

Ульи делаю так ...

Всё о заводском, изготовленном самостоятельно и доработанном инвентаре и оборудовании для работы пчеловодов на пасеке

Ульи делаю так ...

23 дек 2010, 17:19

Цитата (Сашко)
Главное не допускать интенсивного испарения воды с поверхности, иначе с наружных слоёв будет слишком сухо, древесина "сядет", а нижние слои более влажные и объёмные, поэтому происходят локальные напряжения древесных слоёв с последущим разрывом вдоль волокон - трещины, увеличивающиеся в размерах.

Вот именно это в промсушилках часто и бывает, торопятся и нарушают технологию, как бог на душу положит.
Было и такое, что пилят сыромятину, а доски доводят в сушилке - голимый брак.
Цитата (Сашко)
Палыч, спасибо, приятно слышать что кому то это пригодилось....

Я до последних 3-4 лет привозил дрова для бани на мотоблоке с прицепом, он полтора метровой длины и входит в него пол тонны (сейчас поставил волговские колеса и уже могу брать тонну), но у меня проблем с тесом нет, ну а многим пригодится.
Аватара пользователя
Палыч
 
Сообщения: 5464
Зарегистрирован: 04 июл 2006, 13:25
Откуда: Уфа

Ульи делаю так ...

23 дек 2010, 23:05

Процесс изготовления кузова (корпуса на 30 рамку) Дадана с фальцами(размеры в мм):

1. Перед нами 4 доски с запасом по длине и высоте. Если доска по высоте мала, сплачиваем в щит клеем ПВА, стянув струбцинами, ваймой и тд у кого что есть. По высоте делаем размер 320 рубанком или на станке.
Погрешность желательна плюс минус милиметр. Чем меньше, тем легче будет потом, при сборке.
Далее по длине - исходим из внутренних размеров нужного кузова, у нас 12 рамок значит 450*450. Две из четырёх сторон размечаем так: 450 + толщина наших досок*2 например толщина 50мм значит 450 + 100 = 550мм. Обрезаем размер - торцуем. Это первая пара. Назовём её Альфа

Вторую пару по длине размечаем тоже исходя из внут размера 45 плюс размер на который будем утапливать в первую пару, и лучше если это будет больше чем вполдерева. Например толщина у нас 50 мы утопим не пополам, а больше - 30мм или даже 35. Я возьму 35. Значит длина второй пары 450+70=520мм. Отмеряем, торцуем. Вторую пару (она короче) назовём Бета

Итак у нас 4 заготовки, обрезаных по размерам.
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 00:26

Этап 2
Теперь посмотрим на торец заготовки. Древесные волокна имеют свойство распрямлятся, поэтому серцевину досок всегда обращаем НАРУЖУ улья, чтобы верх и низ доски (стыки корпусов) оставались на месте, а выгибалось пузо корпуса.

Отметим у всех заготовок крестиком сторону обращённую внутрь,
Берём пару Альфа, что длинее
Отступаем от торцов доски 5см и отметим линию со стороны доски отмеченой крестиком
проверяем, чтобы внутрение размеры остались 45см
Прорезаем по линии на глубину 3.5 см. Я пользуюсь для этого ножовкой с мелким закаленым зубом.
Теперь на торце отступаем с внутреней стороны 3.5 см и отмечаем вторую линию

Выбираем стамеской отмеченую область
Должны получится 2 вот такие заготовки:
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 01:51

Этап 3
Выборка фальцев
Фальцы можно и не делать, на эту тему много дискусий, у каждого есть минусы или плюсы
Я делаю.
Это считаные минуты, а польза большая - не затекает вода, меньше продувание и др "мелочи".

Для этого желателен фрезер или станок с фрезерной головой, а стамеской замучаешся.
Сначала выберем под рамки
Стандарт выборки 11*17, но я делаю на 11*15
Возьмём пару Альфа, выберем условно верх и низ и верхней части снутри выберем на фрезере вот так


Далее размечаем верхние фальцы
Для этого соберём наш кузовок временно приставив все 4 заготовки в будущий корпус плотно прижав обмотав скотчем:
Вобще по стандарту берут доску для ульев 35мм, а мы изменили толщину доски, но совместимость (взаимозаменяемость) корпусов должна быть, чтоб другие корпуса тоже подходили к нашему. Поэтому мы делаем выборку под стандарт - 49.5см по периметру, т.е. чтобы при выборке у нас наружный размер по фальцам был 495мм. Например у нас с толщиной доски 50мм отступаем изнутри 22мм (495-450=45. 45\2 =22.5 )
Глубина выборки 10мм
выборка будет наружная

Вот что должно получится для всех четырёх:


Для другой толшины доски размеры другие, но размер по периметру фальцев сверху всегда один - 495мм

Далее, нижние фальцы размечаем перевернув кузовок опять таки обмотаем скотчем или закрепим временно шурупами
выборка будет внутреняя
Внутрений размер по фальцам 500мм
Значит выбираем 25мм на глубину 10мм

Вот что должно получится внизу:


Пожалуй на сегодня закончу ....
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 10:14

Цитата (Сашко)
Пожалуй на сегодня закончу ....

Молодец Сашко, доходчиво изъяснил, покажи еще как наращиваешь (соединение) доску по высоте если короткая, например по принципу половой доски или еще как?
Аватара пользователя
Николаич
 
Сообщения: 1429
Зарегистрирован: 06 апр 2007, 13:48
Откуда: г.Стерлитамак

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 10:35

Сечение и Общий вид Альфы


Бета
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 10:38

Цитата (Сашко)
Прорезаем по линии на глубину 3.5 см. Я пользуюсь для этого ножовкой с мелким закаленым зубом.
Теперь на торце отступаем с внутреней стороны 3.5 см и отмечаем вторую линию
Выбираем стамеской отмеченую область
Для этого желателен фрезер или станок с фрезерной головой, а стамеской замучаешся.

Вручную на самом деле замучаешься.
Сашко а почему не пользуешься циркулярной пилой для выборки фальцев?
Циркуляркой за два прохода, несколько комплектов одинаковых заготовок для увеличения производительности.
А фрезер лучше поберечь для тех работ, где он незаменим.

Вопрос всем участникам, кто-нибудь знает, как фрезером выбрать внутреннюю четверть на собранном корпусе в углах?
Иваныч
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 20:39
Откуда: Пермь

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 10:44

Цитата (Иваныч)
выбрать внутреннюю четверть

Имею ввиду нижнюю внутреннюю четверть.
Иваныч
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 20:39
Откуда: Пермь

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 11:02

В щит сплачиваю либо с четвертью либо просто встык (если площадь большая)
Самое быстрое и простое - четверть выбираю и там и там фрезером или циркуляркой
Примерно так:


Но идеально выбрать у меня редко получается, поэтому плюс минус милиметр доски смещены - точно как на рисунке, выравниваю рубанком
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 11:04

Цитата (Иваныч)
Вопрос всем участникам, кто-нибудь знает, как фрезером выбрать внутреннюю четверть на собранном корпусе в углах? Имею ввиду нижнюю внутреннюю четверть.

Иваныч, ну есть же тонкие прямые фрезы. Главное направляющую приладить чтоб лапки фрезера всегда по поверхности направляющей шли, ты же имеешь ввиду ручной фрезер?
Аватара пользователя
Николаич
 
Сообщения: 1429
Зарегистрирован: 06 апр 2007, 13:48
Откуда: г.Стерлитамак

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 11:07

Иваныч, можно и циркуляркой, ноу меня вглубина пропила сложно регулировать, подкладывать дощечки, я быстрее так...
Но если партию делаю однотипную, тогда да, циркулярка.

Нащёт выбора внутреней четверти в углах самое простое стамеской 10 акуратненько.
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 11:28

Цитата (Николаич)
Иваныч, ну есть же тонкие прямые фрезы. Главное направляющую приладить чтоб лапки фрезера всегда по поверхности направляющей шли, ты же имеешь ввиду ручной фрезер?

Да, ручной. Как я понял: крепить на корпус какой-то направляющий брусок, на одну сторону, после выборки ставить на другую сторону, так Николаич? И ставить направляющую надо так чтобы она задавала ширину четверти.
Иваныч
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 20:39
Откуда: Пермь

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 11:39

Этап 4
Собственно сборка кузова
Организуем ровную поверхность
Ставим все 4 заготовки вместе:
(Вид сверху)


Дальше выравниваем по вертикали все стенки угольником (я пользуюсь плиткой грес 30*30)
Угол между стенками и поверхностью должен быть везде 90 град
Если при стыковке где то не "бьёт" размер, ктото ниже, какая то доска выше, смотрим и исправляем рубанком недочеты и огрехи
Также смотрим пазы в альфе, плотно ли прилегают Беты в углах, подчищаем стамеской если чтот не так (а реально всегда чтото не так)
Опять проверяем угольником углы
Если всё в поряде проверяем внутрение углы тем же угольником
Затем проверяем, чтобы внутрение размеры были точно 450*450, если 1-2мм разбежка - допускается.

Инаконец когда всё сошлось намазываем альфу клеем во внутрених пазах и стыкуем окончательно доски в короб шурупами
Я использую чёрные закалёные
Кручу ближе к верхнему и ниж краю
Со стороны альфы 35 саморезом
Со стороны беты, где стенка толще 55 или 45 предварительно высверлив углубление(можно не делать)
Можно вкрутить ещё в середину по саморезу
Таким образом мы стягиваем корпус
Можно и без саморезов, просто на клею как нибудь струбцинами стянуть или верёвкой на скрутку
Но мне легче саморезами, плюс так надёжнее и крепче сам корпус получается:

И опять проверяем, как выше все уллы, тк после стягивания может прекосить корпус
Если всё ОК, заканчиваем с этим делом и идём домой отдыхать
Оставляем на сутки коробок в покое
Сашко
 

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 13:02

Цитата (Иваныч)
Да, ручной. Как я понял: крепить на корпус какой-то направляющий брусок, на одну сторону, после выборки ставить на другую сторону

Ну да, я так бы делал, может и другие варианты есть, вот набросал рисунок



Цитата (Иваныч)
И ставить направляющую надо так чтобы она задавала ширину четверти.

Может просто взять направляющий брусок такой толщины, чтобы была возможность регулировать глубину полозьями и я думаю , что лучше будет снимать в несколько заходов
Аватара пользователя
Николаич
 
Сообщения: 1429
Зарегистрирован: 06 апр 2007, 13:48
Откуда: г.Стерлитамак

Ульи делаю так ...

24 дек 2010, 14:03

Этап 5
Заключительный

На этот момент хорошо бы иметь готовый кузовок дадан, эталонный, проверочный, лучше заводской.
Для того, чтобы померить на нём как садится корпус.
Но если нет, просто проверим рулеткой по верху внешний размер фальцев - 495мм
по низу кузова внутрений размер по фальцам - 500мм
Чем удобен дадан в изготовлении - это правильный квадрат и сответственно размеры квадратные, одинаковые ширина и длина
Главное по фальцам, чтобы корпуса свободно входили друг в друга, поэтому для верхних допустимо изменеие размера в сторону уменьшения, для верхних в сторону увеличения

Далее зачищаем наждачкой, скругляем кромки, углы, шершавости и тд.
Шлифовать снаружи кузовок не обязательно - краска лучше ляжет, а внутри - желательно без шершавостей и заусенцев

Теперь - шпаклёвка
Можно взять готовую по дереву
Но это не наш метод
Сделаем шпаклёвку сами
Для этого берём ПВА (не строительный), у меня универсальный, шлифовальную древесную пыль из мешочка шлифмашинки и разводим до густоты пасты. Вместо пыли можно взять гипс, шпаклёвку, алебастр. Я таким образом развёл на шпаклёвке и намазал на улице для испытания на дверь - зашпаклевал и вот уже 3 года под атмосферными осадками держится на дереве, пробовал отковырять - не отходит.
Замазываем все стыки, щели, сколы, выбоины, трещины, углы с внутреней стороны.
Если для склейки использовался полимерный клей, то желательно заделать стыки и щели, чтобы пары его не выходили внутрь улья

Всё шпаклёвочные и последущие работы нужно проводить в помещении с температурой выше 5. Чем выше температура, тем лучше, древесные поры открываются, расширяются, и шпаклёвка, краска заходит глубже в поры и таким образом лучше держится. Это кстати и к металлу относится.
Все эти работы делаю летом в жару, ну не совсем, когда работать невозможно. Тогда и сохнет быстрее.

Ждём высыхания

Покраска
Красим только хорошо прогретый кузовок и прогретой краской
Чтобы покрытие хорошо держалось поверх свежей краски посыпают мелким песочком
Некоторые, например я, добавляют серебрянку в краску
Красим только там, куда может попасть вода
Снутри ничем покрывать не надо

Сверлим леток диаметром 30мм немного с подьёмом внутрь кузова, чтоб не затекала вода
Леток желательно сверлить ниже средины, примерно треть от низа
Вобще по леткам есть своя тема, дискусии и каждый делает на своё усмотрение
Под летком прикручиваем прилётку (у меня 7*15) с наклоном немного, чтоб вода стекала


Некоторые ещё набивают, приклеивают в углы скруглённый или треугольный штапик, говорят сырость и плесени по углам меньше
Не знаю, не проверял, но хочу попробовать:


Вот вроде всё
Чертежи стандартных ульев можно взять у Анатолия, с них я начинал, там же мого ещё полезного
Пчелун

Далее планирую выложить процесс изготовления крыши и дна
Сашко
 

Пред.След.

Вернуться в Инвентарь и оборудование

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей